EN
 / Главная / Публикации / Подвиг в космосе. К 80-летию Владимира Джанибекова

Подвиг в космосе. К 80-летию Владимира Джанибекова

Исаак Хазан13.05.2022

13 мая своё 80-летие отмечает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков. Совершив пять полётов на орбиту в качестве командира корабля, Джанибеков стал самым опытным и заслуженным космонавтом в СССР. Этот рассказ – о его последнем, самом опасном и, пожалуй, самом сложном полёте.

11 февраля 1985 года на советской космической станции «Салют-7» произошло ЧП. Из-за неисправности была потеряна связь, а затем станция обесточилась и полностью вышла из строя. Экипажа в тот момент на орбите не было – станция работала в беспилотном режиме. Без электричества космический корабль стал остывать и медленно снижаться, приближаясь к поверхности земли.

Существовал реальный риск, что станция упадёт. Причём где, не мог предсказать никто. Если бы обломки обрушились на город или густонаселённый район, катастрофа была бы неизбежна. Помимо человеческих жертв и международного скандала, падение космической станции стало бы серьёзным ударом по престижу СССР в космической гонке. В этих условиях для спасения станции «Салют-7» руководство страны и советской космической программы решает послать в космос самый опытный экипаж. Командиром стал Владимир Джанибеков, борт-инженером – Виктор Савиных.

К середине марта состав экипажа на «Салют-7» был утверждён, и космонавты приступили к изнуряющим тренировкам на Земле. На стимуляторе стыковки отрабатывались тысячи самых разнообразных ситуаций. Джанибеков сутками не вылезал из-за рычагов, доводя свои навыки до автоматизма. Савиных изучал всю документацию по аппаратуре, привыкал ориентироваться в отсеках наощупь и в полной темноте. Джанибеков – командир корабля и Савиных – бортинженер, это был весь экипаж космического корабля «Союз Т-13», который должен был доставить экипаж спасателей на мёртвый «Салют-7». Ситуацию осложняло то, что никто не мог с достаточной степенью уверенности сказать, что же произошло на станции и какая система потребует ремонта в первую очередь, поэтому предстояло готовиться к любым сюрпризам.

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Фото: Русская Америка###http://www.therussianamerica.com/russian_newscenter/articles/2021/12/20/podvig-v-kosmose-vo-imya-zhizni-na-zemle

Специальной подготовки потребовал и корабль «Союз Т-13». Предстояло убрать систему автоматической стыковки, которая была совершенно бесполезна для этой миссии, установить в кабине лазерный дальномер и продублировать органы управления, чтобы можно было наблюдать за процессом сближения из бокового иллюминатора корабля. Экипаж обеспечили приборами ночного видения на случай, если придётся стыковаться на ночной стороне Земли. Вместо кресла третьего члена экипажа разместили дополнительные запасы еды и провизии, так как рассчитывать на пользование возможно замёрзшими от космического холода припасами «Салюта-7» было нельзя.

Тренировки космонавтов и подготовка корабля длились без малого 4 месяца и, наконец, ранним утром 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стартовал с космодрома Байконур и устремился к «Салюту-7», безмолвно вращавшемуся где-то в космосе у них над головами. Теперь никто не мог им помочь. Да, за их спиной стоял весь ЦУП с квалифицированными специалистами: пилотами, инженерами и медиками, всё конструкторское бюро и завод, проектировавшие и собиравшие станцию по винтикам, но там, на высоте 300 километров над Землёй, они должны были оказаться один на один с вышедшей из строя мёртвой станцией. Их работа по реанимированию станции граничила с колоссальным риском для их жизни и, судя по степени риска, они получили билет в один конец.

Итак, Джанибеков и Савиных летели в направлении к станции по траектории, просчитанной математиками Центра управления полётами. Старт «Союза» прошёл в штатном режиме, и «спасательная команда» начала свой длинный путь к мёртвому «Салюту-7». Собственно «спасательная команда» – это слишком громко сказано. Было только два спасателя, Джанибеков и Савиных, но какие!

По истечении вторых суток полёта, корабль, получающий данные о положении «Салюта» с наземных станций слежения, приблизился к нему на расстояние в 10 километров. Станция появилась в иллюминаторе корабля, похожая на маленькую звёздочку. Но это была не звёздочка. Это была она – станция «Салют-7».

Звёздочка становилась всё более яркой. В режиме автоматического сближения Джанибеков сократил расстояние между станцией и кораблём до 2,5 километров и перешёл на ручное управление. Они приближались к «Салюту» плавно, чтобы потом «Салют» не нужно было догонять. Постоянно оценивая расстояние с помощью лазерного дальномера и визуально контролируя положение корабля, Джанибеков подвёл «Союз» на 200 метров к станции и погасил скорость почти до нуля. И в этот момент стало ясно, что «Салют-7» развёрнут к станции не тем боком! Стыковочный узел на ближней стороне не работал, и космонавтам предстояло в ручном режиме совершить облёт станции. Савиных произвёл все сложнейшие расчёты, пользуясь координатами с Земли, а Джанибеков потом блестяще претворил их в жизнь.

Они летели почти рядом с «Салютом». Но это «рядом» таило в себе большую пропасть неизвестности. Обнаружилось самое страшное: оказалось, что станция развёрнута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Стыковка в этом случае невозможна. Её нужно отменять. Попытка облёта станции была чревата трагедией. Облёт содержал большой процент риска гибели космонавтов, и тогда уж точно станция будет падать на головы землян.

Космонавты, несмотря ни на что, были склоны облететь станцию. Запросили Землю. После долгого молчания Земля, тем не менее, предложила космонавтам попытаться.

Здесь необходимо объяснить читателю, что станция только кажется летящей плавно и медленно. Скорость, с которой она летела – 8 километров в секунду. Поскольку корабль спасателей будет лететь вместе со станцией, то его скорость должна быть примерно такой же. Ошибка здесь исключается, это был облёт без права на ошибку.

И вот облёт произошёл! Это была большая удача. Теперь нужно произвести стыковку. Стыковка корабля со станцией, конечно, должна была происходить вручную. Это сложнейшая проблема, требующая больших навыков и предельной внимательности. Немного подумав, Джанибеков приступил к стыковке. В ЦУПе все затаили дыхание и молча наблюдали. Начался процесс стыковки мёртвой станции и космического корабля «Союз Т-13». Скорость обоих по отношению друг к другу – 0. Это значит, что они летят рядом и поглощают расстояние 8 километров пути в одну секунду. Операцию стыковки производил Джанибеков, сидящий за штурвалом корабля. Его лицо было спокойным и серьёзным. Постоянно оценивая расстояние с помощью лазерного дальномера, Джанибеков контролировал каждое положение корабля.


Как ловкая кошка на одних подушечках лап, «Союз» медленно подкрадывался к стыковочному узлу. Малейший промах и корабль мог удариться об обшивку станции и повредить стыковочный шлюз или вовсе получить пробоину. Цена ошибки была очень высока. Пальцы правой руки Джанибекова едва касались рукоятки управления, настолько эта операция была тонкой и продуманной. Глядя на абсолютно спокойное лицо Джанибекова, казалось, что его пальцы сами управляют кораблём, помимо его воли. Это его качество было им приобретено бесчисленными тренировками на земле. Тем не менее, напряжение у обоих было на пределе. Ведь если бы стыковка не удалась, то мёртвую станцию нельзя уже было отсоединить от космического корабля. А это означало конец. Ресурс жизнедеятельности корабля «Союз Т-13». был коротким.


И вот настал момент, когда корабль на одно мгновение затормозился, произошёл небольшой толчок, лязгнули стебли автоматических запоров. «Союз» оказался надёжно прикрепленным к «Салюту». Сложнейший этап операции стыковки оказался позади. Вспотевший Джанибеков бросил рукоятки управления двигателями, ещё не вполне осознавая, что сделал, возможно, самую важную работу в своей жизни. Впервые в истории человек совершил стыковку с неуправляемым космическим объектом. Это был триумф человеческой мысли и воли! Поймать песчинку за сотни километров от Земли, приблизиться к ней на бешеной скорости и сходу попасть ниткой в игольное ушко – настоящее чудо, если бы оно не было просчитано сотнями инженеров и учёных еще на Земле.

Владимир Джанибеков откинулся на спину и закрыл глаза. Виктор не беспокоил его. Он знал, что друг его мысленно проходит по этапам, им сделанным, и проверяет правильность совершённого. Наконец, Джанибеков повернулся к Савиных и улыбнулся:

– Ну вот, Витя, стыковка прошла удачно.

Они обнялись. Улыбка на лице Виктора Савиных не смогла скрыть навернувшиеся на его глаза скупые слёзы. Он не успел смахнуть их.

Владимир Джанибеков. Фото: Хранитель###https://psj.ru/znachimoe/81794-vladimir-dzhanibekov-rasskazal-kak-kosmonavty-gotovyatsya-k-dlitelnoj-izolyatsii-v-kosmose.html

Но что творилось в это время в Центре управления полётами! Меня в то время в ЦУПе не было. Я тогда был на Байконуре, выполняя ответственное поручение заместителя Генерального конструктора, но мне всё потом в деталях рассказали.

Громогласное ура сотрясало всё помещение, люди обнимали друг друга, целовались. У многих были слёзы на глазах. Этот исторический момент в развитии пилотируемой космонавтики войдёт во все мировые учебники. Ручные стыковки были и до этого, и после, однако никто никогда, кроме экипажа Владимира Джанибекова и Виктора Савиных подобным образом не стыковался в космическом пространстве, к тому же с неуправляемым объектом.

Успешную стыковку зафиксировали и в Хьюстоне, хотя она ещё ничего не говорила. Станцию ещё нужно было восстановить. А это очень много рискованной и ответственной работы, и на мысе Канаверал продолжали готовить шаттл «Челленджер». Джанибеков и Савиных прекрасно понимали, что произведённая стыковка – это ещё малая часть дела. Им предстояла громадная работа, связанная с большим риском для жизни. Сначала нужно было проверить, не разгерметизировалась ли станция. Причиной тому могли быть разность температур, которым подвергалась мёртвая станция, метеориты, которые могли пробить её обшивку, пожар, взрыв...

Кроме того, тот факт, что успешная стыковка хоть и означала всеобщее признание неоценимого ювелирного искусства пилотирования в космосе, она не являлась окончательной победой в реанимации станции. Станция молчала, электропитание на «Салюте-7», судя по всему, вовсе отсутствовало. Космонавты не получили никакой обратной связи с той стороны шлюзового люка. Экраны датчиков внутреннего давления станции ничего не показывали, индикация об успешной стыковке также молчала. С той стороны люка таилась зловещая тишина. Не было слышно ни привычного шума агрегатов, ни потрескивания контрольной аппаратуры.

Понимая всё это, космонавты, не откладывая время, приступили к работе. Джанибеков медленно отворачивал пробку, закрывающую небольшое отверстие в люке между переходным отсеком станции и стыковочным узлом. Негромко зашипел воздух, перетекающий из корабля «Союз Т-13» в «Салют-7». Внимательно следили за стрелкой прибора. Стрелка прибора, показывающего постепенно нарастающее на станции давление воздуха, вначале быстро вращалась, но по мере заполнения станции воздухом стала двигаться медленнее, а потом и вообще остановилась. Это означало, что атмосфера на станции стала такой же, как и на корабле. Можно было приступить к открытию люка. Но до этой операции в целях осторожности космонавты решили ещё раз проверить, не случилось ли на станции даже небольшой разгерметизации. Принялись за дело, расставили приборы и ещё раз убедились – разгерметизации станции не произошло. После этого у Джанибекова состоялся разговор с ЦУПом:

ЦУП: «Если вы готовы к открытию люка станции, можно приступать».

Владимир Джанибеков: «Готовы. Открываю люк. Оп-а, открыл».

ЦУП: «Что ты видишь?»

Владимир Джанибеков: «Нет. Я имею в виду – замок открыл. Сейчас пытаюсь открыть люк. (Небольшое молчание). Заходим».

ЦУП: «Первое ощущение? Температура какая?»

Владимир Джанибеков: «Колотун, братцы».

Круглая крышка люка медленно отъехала в сторону, за ней были полная темнота и холод. «Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию выплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на киноплёнке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод.

Такой обнаружили мы станцию «Салют-7», которая к тому же теряла высоту и не отвечала на позывные с Земли. Включили фонарики. Лучи фонариков высветили иллюминаторы, покрытые изнутри толстой коркой льда, иней на приборных панелях, безжизненные светодиоды и тумблеры.

Станция была мертва, электропитание отсутствовало. Это означало, что были отключены все системы жизнеобеспечения и терморегуляции, запасы воды заморожены. Но хуже всего было то, что все приборы подверглись воздействию отрицательных температур, и их работоспособность теперь была под вопросом – так рассказывал Виктор Савиных о своём первом впечатлении при посещении мёртвой станции «Салют-7».

Джанибеков и Савиных в противогазах и зимних куртках, медленно выплыв из люка, плыли из отсека в отсек станции и, осмотрев её, приступили к оценке ситуации. Температура на станции была минус 7 градусов Цельсия.

Цепь энергопитания не реагировала на включение, первым делом необходимо было решить вопрос с регенерацией воздуха и вентиляцией. Временную систему запитали от энергоустановки «Союза». Тихо зажужжали вентиляторы. После анализа атмосферы станции, не показавшего каких-либо значимых отклонений, противогазы решено было снять – они сильно мешали обзору. Предстояло продвигаться дальше, в рабочий отсек. Первое, что увидели космонавты, обследуя станцию, был «Дневник» станции, лежащий на её рабочем столе. На кораблях этот журнал называют «Судовой» или «Бортовой журнал». Для космических станций придумали слово «Дневник». «Дневник космической орбитальной станции «Салют-7». Позже я приведу его содержание. Осмотрев рабочий отсек, поплыли в следующий отсек. Обстановка внутри него была точно такой же: иней на стенах, темнота и абсолютная тишина. На столе, приклеенные изолентой, лежали сухарики и солевые таблетки – традиционные «хлеб-соль» от предыдущего экипажа. Выглядело это довольно жутковато. Журналы и многочисленные инструкции были аккуратно расставлены по полкам, всюду было чисто, никаких следов пожара, наводнения или другого бедствия космонавты не обнаружили. В отсеке было очень холодно.

Станция была похожа на заброшенный дом, разве что ставни на окнах не хлопали на ветру. В космосе нет ни ветра, ни окон. Хозяева покинули его уже очень давно, и пора было наводить порядок. Космонавтам не терпелось начать работу. Следуя инструкциям с Земли, Савиных принялся за проверку энергосистем корабля. Выяснилось, что два из восьми аккумуляторов совсем «сдохли» из-за долгого простоя, и зарядить их невозможно. Нужно было попытаться оживить остальные шесть. Запитать их от энергосистемы «Союза» – слишком опасно. Если в цепи было короткое замыкание, то существовал риск вывести из строя электронику и на «Союзе», что означало бы гарантированную смерть экипажа.

Оставался только один способ – подать питание напрямую с солнечных батарей. Для этого было необходимо вручную на морозе и в свете тусклого фонарика скрутить жилы 16 кабелей. Когда эта работа была закончена, космонавты перебрались в «Союз» и с помощью его двигателей сориентировали солнечные панели под более выгодным углом к Солнцу. Удача! Приборы показали, что зарядка потихоньку началась. Оставалось терпеливо ждать. Космонавты вернулись обратно в свой тёплый корабль и принялись перебирать в уме все возможные причины неполадки с аккумуляторами.

Спустя сутки Савиных решился подключить аккумуляторы к энергосистеме станции. Несколько щелчков тумблерами – и произошло настоящее чудо. Одна за другой начали зажигаться лампы освещения, заработало терморегулирование, зашипела система регенерации воздуха. Все системы корабля начали постепенно просыпаться. «Салют-7» начал оживать.

За несколько дней Джанибеков и Савиных проделали огромную работу. Нужно было одну за другой проверить все системы станции, испытать на работоспособность узлы, подвергшиеся чрезмерному охлаждению, прощупать все кабели, удалить огромное количество конденсата, который буквально плескался за панелями обшивки. Всё, что можно было заменить – заменили, все что нельзя – отключили. В процессе этой работы и обнаружилась причина отключения электропитания станции. Один из датчиков, контролировавших заряд аккумуляторов, оказался неисправен и начал подавать ложный сигнал о том, что они заряжены под завязку. Бортовой компьютер верил этому и раз за разом отключал поступление электроэнергии с солнечных батарей, прерывая зарядку. Из-за короткого замыкания в цепи радиопередатчика и потери связи с Землёй отключить неисправный датчик было невозможно, и когда аккумуляторы оказались выжаты до конца, станция погрузилась в бесконечный космический сон.


Как это часто бывает, причиной дорогостоящей поломки, которую пришлось ремонтировать, рискуя жизнями людей, оказалось стечение незначительных обстоятельств. Капля конденсата, попавшая на контакты радиопередатчика, и неисправный копеечный датчик аккумулятора едва не стоили космической программе СССР всего её престижа.


Рассказывает Владимир Джанибеков: «Мы сантиметр за сантиметром шажочком, бочком вживались в пространство станции. И каждый такой день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой. После того как на станции стала плюсовая температура, весь лёд, который был вокруг, растаял. Была реальная опасность пожара: вода и электричество, как известно, несовместимы. Обошлось просто каким-то чудом. Над нами витала угроза пожара. Пиковый момент наступил, когда при плюсовой температуре всё начало таять. Система регенерации не работала две недели. Плюс человек в сутки через поры выделяет примерно 800 граммов воды. В результате вся станция покрылась тонкой пленкой воды. Это был самый страшный момент. Бывало, стукнешь по стенке, а оттуда вылетает рой мелких брызг. Вся станция покрылась тонкой пленкой воды. Убирали воду тряпками. В ход пошло всё, что было под рукой. Повторяем, разорвали на лоскуты даже вещи от предыдущей экспедиции. Все разъёмы, которые стыковали, тщательно протирали. Могла попасть капелька воды, и произошло бы короткое замыкание, а отсюда в любой момент мог вспыхнуть пожар. Мы очень боялись такой ситуации. Было время, когда мы с Володей спали по очереди. Потом уже включили вентиляцию, холодильно-сушильный агрегат, который забирает влагу из большого объёма. На седьмой день полёта восстановили контроль над станцией», – так потом рассказывали герои.

Ещё будучи на земле, готовясь к полёту на станцию, продумывалось всё и очень тщательно, а такая простая мысль, как тряпки, не посетила головы всех – готовящихся к полёту на станцию и помогавших им в подготовке. «Ах, как нужны нам сейчас обычные сухие, пусть грязные тряпки», – восклицали каждый раз космонавты за работой. Но что самое главное – отсутствие тряпок могло привести к пожару, а это – к гибели экипажа. Ведь бежать было некуда.

Наступил седьмой день полёта. Экипаж полностью заменил сгоревшую из-за короткого замыкания систему коммуникации, и ЦУП смог восстановить контроль над станцией. Помимо большой угрозы пожара, который могла вызвать капля влаги, попавшая на контакты приборов, радиопередатчика, аккумуляторов, датчиков, большой опасностью для космонавтов являлась угроза отравления углекислым газом. Вот что по этому поводу говорил Виктор Савиных: «Каждый из нас выдыхал углекислый газ, конвекции ведь нет, он не улетал куда-то, а весь стоял рядом. Можно было просто отравиться, задохнуться. Поэтому один работал, другой обмахивал его бортовыми документами. Так и контролировали друг друга».

Много забот космонавтам доставила проблема с водой и питанием: «Перед нашей экспедицией на станцию должен был прийти грузовик с продуктами питания. Но «Салют-7» тогда не готов был принять грузовой корабль. У нас с собой на корабле был небольшой запас провизии, какие-то продукты в размороженном виде остались от предыдущей экспедиции. Но самой большой проблемой оказалась нехватка питьевой воды. С собой мы привезли 10 литров, на них и жили, пока ремонтировали станцию. Воду пришлось экономить, хотя врачи требовали, чтобы мы пили как можно больше. Блюда, которые нужно было разбавлять водой, пришлось отложить. Когда появилась электроэнергия, разогревали и ели оставшиеся на станции консервы. Потом нашли целый ящик плавленого сыра «Дружба». Врачи сказали, что его есть нельзя, у него истек срок годности. Но мы, конечно, его с удовольствием съели… Был момент, когда Земля из-за нехватки воды думала, что придётся нас привезти на землю, т. е. сажать… Через 17 дней, 23 июня, к станции в автоматическом режиме пристыковался грузовик «Прогресс-24». Мы получили различные грузы, воду и рационы, которые сами подбирали себе на Земле. Из супов я (Джанибеков) выбрал гороховый и рассольник, из вторых блюд – рыбу, мясные продукты. Когда появилась электроэнергия, космонавты разогревали и ели оставшиеся на станции консервы. С кораблём «Прогресс-24» прислали громадное количество тряпок, но теперь уж они нам были не нужны. Станция работала очень хорошо и была полностью сухая».

Выход в открытый космос. Когда космонавты вышли из шлюзовой камеры на площадку станции, потрясающее зрелище предстало перед ними: Земля как громадная карта медленно проплывала под станцией. Края Земли ярко светились различными цветами радуги. Но это плыла не Земля, это двигалась станция «Салют-7» с громадной скоростью – 8 километров в секунду. Они даже не сразу начали важную работу, так потрясло их увиденное.

Рассказывают Владимир Джанибеков и Виктор Савиных: «2 августа у нас был запланирован выход в открытый космос. Нужно было установить и раскрыть дополнительные солнечные батареи. Со временем они деградируют, из-за воздействия микрометеоритов теряют свою эффективность. Грузовик доставил нам дополнительные солнечные батареи и новые скафандры. Мы с Володей вышли в открытый космос, очень быстро поменяли солнечную батарею на одной плоскости. А со второй возникли проблемы. Начал крутить лебёдку, чтобы поднять батарею, а она не поддаётся. Наконечник солнечной батареи нужно было вставить в лирку. А тросик к ней приварился. Подобная сварка случается в космосе, когда не совсем точно подобраны материалы. Володя ко мне подошёл, мы вдвоем пытались шпильку срезать. Ничего не получилось. Катастрофа. Домой возвращаться нельзя, надо сделать. Володя держался за наконечник, дергал, а я крутил, пытаясь развернуть лебёдку. И… сломал штурвал. На Земле, наверное, я бы этого сделать не смог. И потихонечку пошло, пошло… Потом мы стали подключать эту батарею. Работали в открытом космосе уже более 4-х часов. Силы были на исходе, а ведь надо было еще пройти шлюзовую камеру, снять скафандры. У обоих пот струился по спинам, но сделали всё. В космосе работали 5 часов. Закрепив последние гайки, облегчённо вздохнули, потом добрались до спального ложа. Застёгивали ремни уже во сне. Руки потом дрожали ещё несколько дней».

Установка на космической станции «Салют-7» солнечных батарей была последней операцией по реанимированию станции. Скорее, это была не операция по реанимированию станции, а штатная замена уже отработанных агрегатов.

Итак, орбитальная космическая станция «Салют-7» была полностью восстановлена и вошла в штатный режим. Герои-космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных полностью выполнили возложенные на них задачи, спасли престиж страны и не допустили губительный сценарий для всего человечества.

После спасения орбитальной станции все системы жизнеобеспечения работали надёжно, без перебоев, в штатном режиме. Всё это говорило о том, что «Салют-7» спасён. Наши герои Джанибеков и Савиных занялись уже медицинскими экспериментами и выращивали хлопчатник. 18 сентября 1985 года к «Салюту-7» пристыковался корабль «Союз Т-14» с экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова. Предполагалось, что Джанибеков, отработавший на орбите разрешенные врачами 100 дней, вместе с Гречко вернётся на Землю, а Савиных продолжит длительную экспедицию вместе с Васютиным и Волковым.

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных провели на «Салюте-7» больше 100 суток. 18 сентября они встречали новую смену, которую ждали с нетерпением. Ребята привезли с Земли письма, подарки, мёд, лимоны… Они очень активно все вместе работали по научным вопросам в течение недели. Гости привезли интересную программу по заходу солнца. Огорчало лишь то, что Владимиру Джанибекову надо было возвращаться на Землю. Он, конечно, был очень расстроен. Но делать нечего, и с Гречко они улетели на корабле «Союзе Т-13», оставив на «Салюте -7» новый корабль. Савиных отправил с Джанибековым плитку космического шоколада дочке. Остальные продолжили работу на станции. Виктор Савиных должен был на станции летать год. В марте станция «Салют-7» должна была принять женскую экспедицию в составе: Савицкой, Ивановой и Доброквашиной.

Но уже в ноябре, раньше времени, Виктору Савиных, Владимиру Васютину и Александру Волкову пришлось вернуться на Землю. Владимир Васютин заболел: у него обострилась урологическая болезнь. Опасаясь, что его могут исключить из отряда космонавтов, он её скрыл. Экипаж станции пытался его лечить. По рекомендации Земли, уточняя дозировку, Савиных приготовил ему нужные антибиотики. Но у Васютина случился какой-то надлом. Температура и хандра не проходили. По требованию врачей Васютину, Савиных и Волкову пришлось возвращаться.

Две ночи Савиных практически не спал, готовил станцию к консервации, она должна была работать в автоматическом режиме. 21 ноября 1985 года в «Союзе Т-14» Савиных, Волков и Васютин вернулись на Землю.

Исаак Хазан – ведущий конструктор ракетно-космических систем, обладатель двух золотых медалей Федерации космонавтики СССР

Источник: «Русская Америка» 

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева